Стресс для миллионов людей: как записывался «Черный альбом» Metallica.
Сильнее всего на «Черный альбом» повлияла предыдущая пластинка группы — …And Justice For All
Metallica довольно быстро прошла путь от сырой андеграундной треш-группы до банды, которую не так уж сложно оценить и на радио поставить не стыдно. Еще на втором диске Ride The Lightning басист Клифф Бертон задал вектор развития «Металлики» — более мелодичные и прогрессивные песни, сохраняющие напор и скорость дебютного альбома. Благодаря Клиффу мы получили культовый Master of Puppets. А диск …And Justice For All хоть и записывался без Клиффа, который к тому моменту погиб в автокатастрофе, эти идеи продолжил. Пластинка на старте взлетела на шестое место в чарте Billboard и быстро продалась миллионными тиражами.
Однако все в группе чувствовали, что «Металлика» уперлась в потолок. Банда невероятно успешна, она в одном шаге от того, чтобы стать главной метал-группой планеты. Но шаг явно нужен решительный — эволюционное развитие лишь закрепило бы группу в уже существующем статусе. Ломая голову над тем, чего не хватает звуку «Металлики» в первую очередь, музыканты пришли к выводу, что им не нравится как записаны и сведены их предыдущие альбомы. Слишком грубо и грязно — отчасти поэтому крутили треки Metallica на тот момент всего на десяти радиостанциях Америки.
Музыканты начали обсуждать, как же они хотят звучать и с кого брать пример. В итоге за образец был взят альбом Mötley Crüe — Dr. Feelgood. И поэтому группа решила пригласить Боба Рока, продюсера этого альбома, для работы над своей следующей записью — и это было историческое решение. При этом во время первой же встречи музыканты банды чуть не послали Рока подальше.
«Мы сказали ему, что у нас мощная атмосфера на концертах и мы хотим повторить это в студии. Он был с нами предельно честен. Он сказал, что видел, как мы играем, и что мы на своих записях еще не разу не отразили наши живые выступления. И мы такие, что, простите? Ты кто вообще такой?» — Ларс Ульрих, барабанщик Metallica
Боб Рок ранее не работал с треш-метал группами — он не стал церемониться с «Металликой» и выступил в качестве беспощадного «тренера»
Боб Рок на тот момент был топовым продюсером, умеющим делать коммерческий рок — кроме Mötley Crüe его знали по работе с Aerosmith и Bon Jovi. Участники «Металлики» были к этому готовы, но в то же время на протяжении всей записи брыкалась и сомневалась. Музыканты даже своего предыдущего продюсера Флемминга Расмуссена предупредили, чтобы он был на подхвате — вдруг они так и не сработаются и решат быстро свалить от Боба Рока. Сам Рок в процессе тоже страдал от неуверенности группы — и от ее нежелания записываться в его родном Ванкувере. На тот момент Боб впервые согласился полететь в Америку, чтобы записать группы, до этого все летали к нему.
Забавно, что придя к Бобу, группа уже имела ворох демок и видение будущего альбома, которое во многом совпадало с тем, как пластинку видел Рок. Все в «Металлике» хотели сделать песни короче (по словам гитариста Кирка Хэммета, фанаты на концертах буквально скучали на некоторых песнях) и медленнее, сконцентрироваться на их мощнейших моментах, а не «растягивать» хронометраж. Плюс Джеймсу Хэтфилду не нравилось, как на старых записях гремят барабаны и его гитара, заглушающая всех остальных. Но на деле отказаться от старых привычек оказалось сложнее, чем казалось музыкантам. Року приходилась буквально переделывать группу: заставлять Хэтфилда по-настоящему петь, а не просто выкрикивать слова; злить Марка Хэммета, потому что только в раздраженном состоянии он выдавал лучшие соляки; и переучивать Ларса Ульриха играть на ударных.
А ко всему этому, Боб Рок заставил группу записываться вместе, в одном помещении, чего «Металлика» раньше не делала. И музыканты и сам Боб Рок позже говорили, что те семь месяцев, что писался альбом — были адом.
«Слово “Боб” внушает ужас метлхэдам. Но продюсер на самом деле не заставляет тебя звучать как он. Он заставляет тебя звучать, как лучшая версия тебя самого» — Джеймс Хэтфилд, вокалист Metallica
Когда альбом Metallica вышел, многие фанаты его возненавидели — а сами музыканты группы и Боб Рок на тот момент ненавидели друг друга
Старых фанатов группы бесило буквально все на диске. Выпендрежная черная обложка, более «попсовые» мелодии, мелодичное пение Хэтфилда (с котором он вообще-то справился отлично), наличие баллады, написанные композитором Майклом Камином струнные партии в Nothing Else Matters, медленный темп, короткая продолжительность треков. «Черный альбом» даже трэш-металом было не назвать — коммерческий хэви-метал с отголосками старого стиля. Группе пришлось ломать себя. Диск писался ока, перемикшировался три раза, высосал у лейбла миллион долларов и привел к тому, что Ларс Ульрих, Кирк Хэммет и басист Джейсон Ньюстед на фоне стрессовой работы развелись со своими женами.
Это был огромный стресс для миллионов людей — заисывавших и слушавших альбом. А сама группа вымоталась так, что в то время зареклась когда-либо еще работать с Бобом Роком — а он был того же мнения. Как полушутя говорил Хэтфилд — у Рока в процессе добавилось седых волос и морщинок, а костяшки пальцев были разбиты о стены в порывах ярости. Впрочем, в итоге он запишет с группой еще три диска, все сильнее аккумулируя ненависть фанатов «Металлики», которая достигнет пика с релизом St.Anger в 2003 году.
Что же до «Черного альбома» — вы все знаете и сами. Он стал одним из самых продаваемых метал-дисков в истории, был 16 раз отмечен как платиновый и поднял группу на недосягаемую высоту, где она до сих пор и прибывает.
«Я знал, что многие скажут, что мы продались. Но я слышал это дерьмо еще во времена Ride The Lightning. Некоторые уже тогда говорили: “Фу, продажники”. Одна сторона меня хочет защищать альбом — потому что короткие песни, не значит плохие. А другая сторона говорит — да мне пофиг» — Ларс Ульрих, барабанщик Metallica